Упражнения цифры для развития внимания. Упражнения для развития внимания у взрослых

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

С точки зрения распределения и переключения внимания.

Чем отличается распределение внимания от переключения?

Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных и даже не зависимых друг от друга вопросов:

  1. Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
  2. Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.

Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.

Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:

  • организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
  • подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.

Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.

Развитие внимания у взрослых упражнения на распределение

Игры индейцев. В индейских племенах для развития наблюдательности двое соревнующихся молодых охотников сначала внимательно разглядывали открывающуюся перед ними картину, а потом по очереди описывали ее судье.

Похожее упражнение можно порекомендовать организациям, проводящим развивающие тренинги для своих сотрудников . Пусть две команды получат задание посвятить несколько минут сосредоточенному созерцанию пейзажа или специально для этого оборудованного фона. Победа достанется команде, которая восстановит картину максимально приближенно к реальности.

Медиативные упражнения . Хорошо способствует развитию умения сосредотачиваться медитация. Периодическое выполнение медиативных упражнений научит постепенно переносить внутреннюю концентрацию на внешний мир.

Журнал Brain Research Bulletin опубликовал результаты исследования, проведенного в Массачусетском технологическом институте. Под руководством тренера по медитации Кристофера Мура участники экспериментальной группы прошли два месяца обучения медиативной саморегуляции дыхания. Когда Мур и его команда измерили мозговую активность каждого участника с помощью метода магнитоэнцефалографии, они зафиксировали значительное повышение мозговой активности в зонах, связанных с селективным вниманием.

10-20 минут медитации способны улучшить ваше внимание уже после четвертого дня занятий.

Весь спектр вкусов . Когда вы едите, сосредоточьтесь на спектре вкусовых ощущений, которые вы испытываете. Как правило, мы редко по-настоящему наслаждаемся вкусом, чаще в момент поглощения пищи мы не особенно на нем сосредоточены. Поучитесь у французов тому, как внимательно они вкушают и разбирают все вкусовые оттенки. Распределения внимания потребуется, чтобы ничто из этих оттенков не ускользнуло от вашего внимания:

  • вкусы,
  • ароматы,
  • текстура пищи,
  • эффект, полученный от сочетания двух или трех компонентов.

Упражнение «глаз-рука» . Сядьте удобно и вытяните в сторону правую руку. Удерживайте в поле вашего внимания пальцы правой руки и одновременно следите за тем, чтобы рука не отклонялась от горизонтального положения. Это упражнение требует от вас распределения внимания между контролем ща двумя объектами – пальцами и положением руки. Начните с 1 минуты. Затем доведите время этого упражнения до 5 минут.

Упражнение «тепло-прямо» . Налейте в стакан теплой воды. Вы должны ощущать, что стакан нагрелся. Вытяните руку со стаканом вперед. Удерживайте распределенное внимание между теплом стакана и прямой рукой. Так же, как в предыдущем упражнении, начните с одной минуты и постепенно доведите до 5.

Разгибание пальцев . Сидя за столом, положите на него обе руки, сжатые в кулаки. Теперь медленно так, как будто любое неосторожное движение может повлечь неприятные последствия, разжимайте большой палец. Затем, удерживая его в поле зрения, разжимайте следующий палец. Так же медленно. Затем, держа в поле внимания уже два пальца, также медленно разжимайте следующий. И так – все пальцы на обеих руках. Упражнение направлено на последовательное увеличение нагрузки на распределенное внимание – от 1 объекта (1 палец) до 10. В момент, когда вы поняли, что «отпустили» слежку за пальцами, прервите упражнение и начните выполнять его заново.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок своего внимания по индивидуальной программе

Развиваем внимание: 3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания

1. Тренировка быстроты переключения внимания с одного процесса или объекта на другой; цель – сократить время, которое обычно требовалось, чтобы заняться чем-то другим и целиком на этом сосредоточиться.

Поставьте рядом с собой тикающие часы. Начните чтение чего-то не очень обязывающего. Переключайте свое внимание то на тиканье часов, то на чтение текста. Очень скоро вы «застрянете» в чем-то одном. Старайтесь добиться прогресса, удлиняя количество переключений и время выполнения этой задачи без сбоев.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Постепенно наращивайте скорость переключений.

2. Развитие умения выделять наиболее важные и второстепенные объекты восприятия , а затем по необходимости менять их местами так, чтобы теперь важным стало то, что до этого было второстепенным; задача – научиться быстро находить нужные «маркеры» ситуации.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Меняйте «рисунок» своих переключений, задавая себе команды, какую часть вашего тела вы хотите сейчас почувствовать

3. Самостоятельное конструирование или освоение уже готового «маршрута восприятия» — использование специальных опорных сигналов, которые нужны, когда рабочие процессы следуют в определенно заданном порядке; цель – помочь сознанию следовать по привычному пути. В некоторых случаях даже применяют разные мнемонические схемы. Вот как, например, еще недавно учили водителей управлять своим вниманием:

« Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль. »

Вычерчивайте и вы свои собственные маршрутные карты, следуя которым вы будете переключать внимание в заданном картой порядке. Можно рифмовать последовательность объектов, чтобы проще было запомнить. Как сделала это героиня старого фильма «Звуки музыки», составив карту нот: «До – нам дорог этот звук, ре – решительно вперед…»

1. Создавайте себе дополнительную мотивацию

Прежде, чем приступить к работе, требующей распределения или переключения внимания, скажите себе, что в данный момент вы ни в чем так не заинтересованы, как в этом деле. Подумайте о том, что вы получите после того, как достигнете поставленной цели. Придумайте, чем вы себя наградите за достигнутый результат.

2. Пейте много воды

Три года назад в журнале Nutrition опубликовали результаты исследования, экспериментально доказавшего, что недостаток воды в организме приводит к дефициту и мелким расстройствам внимания. Для того, чтобы обеспечить организму нужное количество воды, ученые рекомендуют женщинам пить ежедневно 9 чашек, а мужчинам — 12,5.

3. Управляйте второстепенными задачами

В среднем офисный работник ежедневно заглядывает в свою почту и на странички ФБ до 30 раз. Чтобы сосредоточиться на задаче, закройте все ненужные вкладки и определите удобный для вас график работы с почтой:

  • сколько раз вы будете ее открывать?
  • сколько времени будет на нее тратить?

4. Составьте список того, как вы сами себе мешаете

Психологи университета американского штата Каролина, проводя хронометраж продуктивных периодов работы у офисных сотрудников, неожиданно выяснили, что 44% перерывов или необоснованных отвлечений были спровоцированы самими сотрудниками. В том смысле, что никто им не мешал, не отрывал их от дела, не шумел рядом. Сам работник является причиной почти половины своих ничем не обоснованных отвлечений от работы. Неустойчивое внимание – вот тому причина.

Исследователи указывают на бесчисленные поводы, по которым люди отвлекаются. Но никто не может назвать за вас эти поводы. Поэтому совет – выберите время и запишите все ваши персональные внутренние провокации нарушения внимания. Среди них могут быть:

  • жажда и голод;
  • желание покурить;
  • недостаток сна;
  • усталость;
  • ваши личные стрессы.

Теперь надо разобраться с тем, когда именно появляются в вашей жизни эти причины и продумать соответственно профилактические меры.

5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания

Случается, что яркая картинка сама бросается вам в глаза. Это особенно опасно, когда вы за рулем. Осознанное и эффективное распределение внимания предполагает, что в поле активности вашего сознания объекты попадают, потому что они связаны с вашей целью, а вовсе не потому что вызывают неожиданные и сильные эмоции такие как:

  • удивление;
  • любопытство;
  • непроизвольный интерес;
  • растерянность.

За неумение «не обращать внимание» люди, в частности, расплачиваются тем, что тратят время на привлекательную рекламу.

А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание».

6. Освойте культуру перерывов

Перерывы оказывают своеобразный эффект рефрешинга. Постепенно глаз как бы «замыливается», и детали начинают ускользать из вашего поля зрения. Возвратившись к задаче, вы сможете взглянуть на все обновленным взором. Психолог Алехандро Льерас из университета штата Иллинойс провел очень простой эксперимент и опубликовал его результаты в журнале Cognition. Он предлагал 84 участникам решать 50-минутные компьютерные задачки, требующие сосредоточенности и распределения внимания. Половина участников делала два коротких перерыва и намного лучше справилась с заданием. Льерас пишет, что так же, как ваше тело в течение определённого времени перестает чувствовать раздражители (например, одежду или обувь), так и ваш ум может привыкнуть к объекту концентрации. «Неоправданно длительное внимание на одной задаче на самом деле снижает производительность,» считает Льерас. Другими словами, делая короткий перерыв в середине задачи, растянутой во времени, вы как будто включаете кнопку «Обновить» для мозга.

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Задание на развитие внимания "Корректор"

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

Задание на развитие внимания "Девочки"

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

Задание на развитие внимания "Найди букву (цифру)"

Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.

Задание на развитие внимания "Нйди цифры от 0 до 90"



Задание на развитие внимания "Хрюши"

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

Задание на развитие внимания "Раскрась или обведи все заданные предметы"

Задание на развитие внимания "Буренки"

Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /;
б) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /;
в)/ подчеркни, / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот /
и другие варианты.

Количество учебных задач вводите постепенно.

Задание на развитие внимания "Раставь цифры под рисунками"

Распечатайте форму и предложите заполнить пустые клетки по аналогии с первой строкой. Разумеется, не стоит заполнять сразу все линии. Лучше делать это упражнение регулярно, 2–3 раза в неделю.

Задание на развитие внимания "Найдите предмет"



Задание на развитие внимания "Человечки"

Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.

Задание на развитие внимания "Кольца"

Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа и т.д.).

Упражнение 67. “Хлопанье руками”

Попросите участников, встать в круг на колени, соединить руки (не обязательно с соседями) и положить ладони на пол. Теперь попросите участников похлопать ладонями по полу, передавая это движение по кругу. Соединенные руки затрудняют понимание того, где чья рука. Если кто-то ошибается, он убирает руку за спину, и игра продолжается.

Примечание : Это задание активизирует всех участников группы, дает положительный заряд

энергии, способствует концентрации внимания. Его можно применять в начале, и в конце занятия.

Упражнение (вариант). “Хлопки”

Участники стоят в кругу и передают друг другу хлопки руками. Каждый может изменить направление движения хлопков.

Упражнение 68. “Зеркало”

Ведущий предлагает добровольцу покинуть группу. Оставшиеся выбирают лидера, который начинает какое-либо движение, затем меняет его на другое остальные стараются повторять движения синхронно с лидером (отзеркаливать). Ведущий приглашает добровольца, покинувшего группу, и просит его угадать, кто лидер. Когда он угадает, все становятся в круг, а лидер становится добровольцем. Он выходит, а группа выбирает нового лидера.

Примечание: Данное упражнение может оказаться привлекательным для участников, они

чувствуют себя включенными в группу, чувствуют себя ее частью, активизируются физически и эмоционально. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 69. “Кто я?”

Приколите имена известных людей на спины всех участников так, чтобы они их не видели.

Попросите участников походить по комнате, задавая друг другу “закрытые” вопросы о личности их знаменитости. Например: “Этот человек – артист?” На вопросы можно отвечать

только “да” или “нет”. Игра продолжается до тех пор, пока все не выяснят, кто они. Вариант

– приложить бумажку с известным именем на лоб и в круге по очереди задавать вопросы

группе. При утвердительном ответе группы участник продолжает задавать вопросы, при

отрицательном ответе ход переходит к следующему участнику.

Примечание. Данное упражнение можно проводить не в самом начале занятия. Элементы

ролевой игры активизируют участников, создают положительный эмоциональный настрой.

Упражнение 70. А” и “Б”

Попросите каждого молча выбрать кого-то в комнате, это его персона “А”, и еще одного человека, это – его персона “Б”. Определенного критерия, по которому участники выбирают, не существует. После того как выбор сделан, попросите участников насколько возможно приблизиться к персоне “А” и при этом находиться как можно дальше от персоны “Б”. Люди могут двигаться быстро, но не должны кого-то хватать или держать. Через несколько минут, процесс останавливается, потом все делается наоборот: участники отдаляются от персон “А” и стараются держаться ближе к персонам “Б”.

Примечание: Данный энергизатор направлен на усиление групповой сплоченности. В

ходе задания проводится коммуникативная игра с целью повышения энергетического ресурса группы.

Упражнение 71. Статуи”

Попросите группу двигаться по комнате, свободно размахивая руками, расслабив шею и голову. Спустя пару минут, громко произнесите слово. Группа должна стать в статуи, которые могут описать это слово. Например, ведущий выкрикивает слово “мир”. Всем участникам необходимо постоянно адаптироваться, без разговоров, позы будут отражать мир. Повторите упражнение несколько раз.

Примечание: Это задание способствует развитию самовыражения, концентрации внимания, его лучше применять не в самом начале занятия, а после некоторого сплочения, можно

перед очередным модулем или следующим занятием для определения ассоциаций.

Упражнение 72. “Движение к точке”

Попросите каждого выбрать определенную точку в комнате. Игра начинается, когда каждый

находится на своей точке. Участники начинают ходить по комнате, выполняя какое-то действие, например, подпрыгивая, или говоря “привет” каждому, кто одет в голубую одежду, или двигаясь вперед спиной. Когда ведущий говорит “стоп”, каждый бежит к своей точке. Человек, который добегает до своего места первым, – следующий ведущий. Игра начинается сначала.

Примечание: Данное упражнение лучше выполнять для завершения занятия, оно помогает

сконцентрировать внимание участников, активизировать их.

Упражнение 73. “Банановая игра”

Выбирается банан, связка ключей или любой другой предмет. Участники становятся в круг, держа руки за спиной. Один доброволец вызывается в середину. Ведущий выходит за пределы круга и тайно передает банан в чьи-нибудь руки. Потом банан передается за спинами участников по кругу. Задача добровольца в центре по лицам участников догадаться у кого

банан. Когда он угадывает, в центр вызывается следующий доброволец и игра начинается сначала.

Примечание: Данный энергизатор одинаково хорошо применять и в начале, и в конце занятия. В ходе выполнения упражнения участники кооперируются, игровой характер задания активизирует их.

Упражнение 74. “Приливы и отливы”

Нарисуйте на полу или изобразите при помощи шпагата линию, представляющую морской берег и попросите участников встать “на берег“. Когда ведущий крикнет “Отлив!” все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит “Прилив!”, то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит “Отлив!” дважды, участники, которые пошевелились, выбывают из игры.

Примечание: Данное задание способствует усиленной концентрации внимания у ребят и

стимулирует физическую активность. Участники получают удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу.

Упражнение 75. “Найдите человека, который...”

Попросите участников свободно, расслабленно подвигаться. Потом, ведущий кричит: “найдите человека, который...” и называет предмет одежды. Участники должны быстро встать близко к описываемому человеку. Повторяйте упражнение несколько раз, используя разные виды одежды.

Примечание: Данное задание можно применять как в начале, так и в конце занятия. Упражнение стимулирует внимание участников, их физическую активность.

Упражнение 76. “Дотронься до голубого”

Попросите участников встать. Объясните, что им нужно будет найти какую-нибудь вещь голубого цвета, подойти и потрогать ее. Это может быть футболка, ручка, ботинок и т.д. Продолжайте игру, предложив участникам назвать их определения о вещах, которые можно

потрогать.

Примечание: Данное упражнение следует проводить для усиления концентрации внимания, активности участников. Этот энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 77. “Симон говорит”

Ведущий объясняет группе, что она должны следовать инструкциям, которые он начинает со

слов “Симон говорит”. Если ведущий начинает свои приказания не с этих слов, участники не

должны следовать его инструкциям. Ведущий начинает со слов, например, “Симон говорит: похлопайте в ладоши”. Участники слушаются. Ведущий ускоряет действия, всегда повторяя в начале фразы “Симон говорит”. После некоторого времени “Симон говорит” опускается. Те участники, которые все равно следуют инструкциям, выбывают из игры. Игра может продолжаться, пока не надоест.

Примечание: Игровой характер упражнения стимулирует все органы чувств участников, они

становятся предельно внимательными. Задание одинаково хорошо проводить как в начале тренинга, так и в конце.

Упражнение 78. “Изобразите ложь”

Все участники стоят в кругу. Ведущий начинает, изображая какое-то действие. Когда человек

справа спрашивает его, что он делает, ведущий отвечает, что он делает что-то совершенно другое, например он изображает, что плывёт, а говорит, что моет голову. Далее человек, справа от ведущего, начинает изображать то, что сказал ведущий, и говорит, что он делает что-то абсолютно другое. Так все идет по кругу.

Примечание: Данное задание активизирует внимание участников, стимулирует творческие

способности. Упражнение можно проводить в любое время.

Упражнение 79. “Принеси мне”

Участники сами объединяются в подгруппы, сформировавшиеся команды становятся как можно дальше от ведущего. Затем ведущий зовет “принесите мне...”, и называет предмет, достаточно близкий. Например: “Принесите мне мужские или женские туфли”. Команды соревнуются, кто быстрее принесет требуемое. Можно повторять упражнение несколько раз, предлагая принести разные вещи.

Примечание: Упражнение концентрирует внимание участников, активизирует их физическую деятельность, способствует снятию напряжения. Можно использовать его в любое время.

Упражнение 80. “Передвижение”

Все сидят в кругу, ведущий выходит за круг и идет или бежит позади круга, изображая какое-нибудь средство передвижения, машину, поезд и т.д. Затем ведущий осаливает несколько участников, и они следуют за ведущим, изображая то же средство передвижения. Когда за ведущим уже идут 6 – 10 человек, он кричит: “Все меняются”, и каждый, включая ведущего, стремится занять место в круге. Тот, кому места не хватило, становится новым ведущим. Игра начинается сначала, только уже с другим видом транспорта.

Примечание: Данный энергизатор лучше использовать в начале занятия, игровая деятельность задания концентрирует внимание участников, стимулирует физическую активность.

Упражнение 81. “Слепые пары”

На полу раскладываются различные предметы в качестве препятствий для движения так, чтобы все могли их видеть. Участники разбиваются на пары. Один человек в паре завязывает глаза шарфом. Предметы тихо убираются. Ведущий дает задание пройти из одного угла (станы) комнаты в другой. “Зрячий” партнер дает советы и направление “Слепому”, чтобы он беспрепятственно преодолел теперь уже воображаемые препятствия.

Примечание: Данный энергизатор усиливает концентрацию внимания участников, задает

спортивный азарт, активизирует и кооперирует участников. Это задание можно использовать

как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 82. “Садись, вставай!”

Дайте каждому участнику номер (у нескольких может быть один и тот же номер). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел – когда вы произносите очередное число, человек с этим номером встает.

Примечание: Данное упражнение усиливает концентрацию внимания участников, активизирует их физически. Это задание одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 83. “Физз и базз”

Группа заменяет любой номер, делимый на три, словом “физз”, номер, который делится на 5

словом “базз” и любой номер, делящийся и на 3, и на 5, словом “физз базз”. До какого числа вы сможете досчитать?

Примечание: Данное упражнение в качестве энергизатора лучше использовать в начале Вашего занятия. Это задание позволяет активизировать участников, стимулировать их внимание.

Упражнение 84. “Сосчитай до семи”

Группа садится в круг, и кто-нибудь начинает считать. Все считают по порядку. Когда счет доходит до семи, следующий человек начинает с 1. каждый раз, когда кто-то говорит это число, он руками показывает, в каком направлении должен продолжаться счет.

Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию участников, концентрации

внимания. Лучше применять его в начале Вашего занятия для оптимизации последующей деятельности.

Упражнение 85. “Жизнь пирата”

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

капитан” – (выполняется одним игроком – рука подносится ко лбу);

спасательный круг” – (2 человека берутся за руки);

бочка” – (3 игрока обхватывают друг друга за плечи);

шлюпка” – (4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения весел).

Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и

изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, т.е. выходят из зоны игры и поют песню: “Жизнь пирата, жизнь пирата – это для меня”.

Примечание: Упражнение можно использовать для разрядки, повышения энергетического

потенциала. Способствует развитию внимания, быстроты реакции.

Упражнение 86. “Слоны, Буйволы, Желе”

Участники становятся в круг. Ведущий задает фигуры для трех человек, стоящих рядом:

слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

буйвол” – (стоящий в середине приставляет к голове пальцы – рожки, наклоняет голову

вперед, люди по бокам бьют копытом, ближним к центру)

желе” – (стоящие по краям берутся за руки, изображая тарелку; стоящий в центре приседает, подняв руки вверх, изображая дрожащее на тарелке желе)

пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа

поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

Задача участников быстро и безошибочно изобразить фигуру, названную ведущим. Тот, кто

ошибся или замешкался, становится ведущим.

Существуют другие варианты: обезьяна, крокодил, жираф, миксер и т.д.

Примечание: Упражнение способствует концентрации внимания, развитию быстроты реакции, его можно использовать для разрядки, снятия напряжения.

Упражнение 87. “1,2,3”

Все участники стоят в кругу, ведущий считает до 3. На счет 1 все выставляют указательный палец левой руки, на счет 2 – правой ладонью накрывают указательный палец соседа справа, насчет 3 – каждый старается схватить палец соседа и успеть убрать свой.

Примечание: Упражнение можно использовать для снятия напряжения, оно способствует

развитию быстроты реакции, внимательности.

Участники стоят в кругу, у ведущего мячик или мягкая игрушка. Он называет слово и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мячик называет другое слово – ассоциацию из той же категории (мебель, транспорт, страны и т.д.). Если кто-то не знает больше слов, можно назвать другое слово, сменив категорию, но не раньше, чем через 3 хода.

Примечание: Упражнение способствует развитию ассоциативного мышления. Тему (категорию) можно задать или сменить, что способствует к переходу от одной темы в занятии к другой.

Упражнение 89. “Формула – 1”

Все стоят в кругу. Первый участник имитирует движение гоночного автомобиля, передавая звук соседу, тот подхватывает и передает своему соседу. Если кто-то имитирует визг тормозов, то меняется направление движения. Игра проводится с нарастанием скорости.

Примечание: Упражнение вызывает шум, смех, способствует снятию напряжения.

Упражнение 90. “Рояль”

Участники сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то из участников хлопнул дважды, то меняется направление движения. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный.

Примечание: Упражнение способствует развитию внимания, тактильного восприятия соседа, его лучше выполнять, когда группа уже сплочена, участники доверяют друг другу.

Упражнение 91. “Пишущая машинка”

Все имитируют работу пишущей машинки. Определяется ведущий, и выходит вперед, все остальные остаются на местах Ведущий помогает распределить все буквы алфавита между участниками. Затем ведущий будет задавать, диктовать какую-нибудь фразу из стихотворения, все остальные должны распечатать ее. Печатание происходит с помощью хлопка в ладоши того участника, за которым эта буква эта буква закреплена.

Примечание: Упражнение способствует развитию внимания, сплочению группы, снимает

напряжение.

Упражнение 92. “Гол-мимо!”

Участники делятся на две команды. Ведущий: “Представьте себе, что мы находимся ни стадионе и болеем за разные команды”. Одной команде дается задание кричать “гол”, когда ведущий поднимает правую руку и указывает на них, другой – кричать “мимо”, когда поднята левая рука.

Задача ведущего – запутать участников.

Примечание: Упражнение способствует концентрации внимания, сплочению группы, с од-

ной стороны, с другой стороны – способности проявлять себя, несогласие с группой или лидером группы, когда все кричат слово несоответствующее жесту ведущего.

Упражнение 93. “Рисунок с поводырем”

Группа разбивается на пары, одному из пары завязываются глаза. “Поводырь” подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.

Примечание: Упражнение способствует снятию возбуждения, укреплению межличностного контакта, формированию опыта беспомощности и ответственности, доверия к партнеру. Ведущему рисунки необходимо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то,

что происходит со “слепым”. Вариант – рисунки на листах бумаги.

Упражнение 94. “Вежливые слова

Участники выполняют команды ведущего, если они сопровождаются вежливой просьбой. Кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Примечание: Упражнение способствует укреплению или усвоению навыков восприятия и

демонстрации вежливого обращения.

Упражнение 95. “Бабочка-ледышка”

По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.

Примечание: Упражнение способствует развитию воображения, внимания к тактильным ощущениям, возможно возрастание двигательной активности во время передачи “бабочки”.

Упражнения для разрядки, снятия напряжения,

повышения энергетического потенциала группы.

Упражнение 96. “Что за животное?”

Попросите участников разбиться на пары и встать в круг. Поставьте столько стульев, чтобы у

каждой пары, кроме одной, были места. Эти два участника – слоны. Они ходят по кругу и называют различных животных. Если они угадывают, то названные звери встают и начинают тоже ходить по кругу за слонами, изображая своих животных. Это продолжается до тех пор, пока слоны не исчерпают свои варианты. Тогда они говорят “Львы!” и все пары перебегают на другие места. Та пара, которая остается стоять, начинает водить.

Примечание: Данное упражнение проводится с целью повышения энергетического ресурса группы, формирования эмоционально-положительного настроя на продолжение занятия.

Упражнение 97. “Белые медведи”

2-3 человека берутся за руки цепочкой – “белые медведи”. Ведущий дает задание замкнуть

цепочку вокруг одного или нескольких свободно передвигающихся участников – “пингвинов”.

Пойманный “пингвин” становится “медведем”.

Примечание: упражнение можно проводить в любое время для снятия напряжения, активизации энергии группы. Лучше использовать для его проведения достаточно большое помещение в целях безопасности.

Упражнение 98. “Стул сгорел”

Стулья (на один меньше, чем участников) становятся в круг сидениями наружу. Все ходят или бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стула, выбывает, один стул убирается.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности, неизбежен соревновательный компонент.

Упражнение 100. “Третий лишний”

Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. За

кругом бегают ведущий и “беглец”. Беглец может встать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади, становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию веселой игровой обстановки,

увеличению двигательной активности.

Упражнение 101. “Пррр” и “рукуту”

Предложите участникам представить двух птиц. Одна кричит “пррр”, а другая “рукуту”. Если вы кричите “пррр”, всем участникам нужно встать на носочки и подвигать локтями, как будто птица хлопает крыльями. Если вы кричите “рукуту”, кажый стоит спокойно, не шелохнув даже перышком.

Примечание: Данный энергизатор стимулирует речевую и двигательную активность, восстанавливая энергию детей. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и

в конце занятия.

Упражнение 102. Танец на бумаге

Ведущему необходимо подготовить одинаковые по размеру листы газеты или ткани. Участники разбиваются на пары. Каждой паре выдается кусочек бумаги/ткани. Пара танцует, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, каждая пара становится на свой кусочек бумаги/ткани. В следующий раз, когда музыка останавливается, паре нужно разорвать свой кусочек бумаги пополам, до того, как встать на него. После нескольких раундов, бумага становится все меньше и меньше. Невероятно сложно двум людям устоять на маленьком кусочке. Пары, у которых какая-то часть оказывается на полу, выбывает. Игра продолжается, пока не определяется лидирующая пара.

Примечание: Данное упражнение лучше выполнять в конце занятия. Игровой характер энергизатора задает положительный настрой

и формирует коммуникативные навыки у ребят.

Упражнение 103. “Перетягивание каната”

Участники разделяются на две команды. Каждая команда берет один конец веревки. Команды должны тянуть веревку на себя, перетягивая другую команду.

Примечание: Данное упражнение активизирует участников физически, создает корпоративный дух. Можно применять как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 104. Король джунглей

Группа сидит в полукруге. “Король джунглей” (обычно слон) сидит с одного конца полукруга. Этот человек делает какой-то знак, показывающий, что он сидит на месте слона. В другом конце полукруга сидит мартышка, и игрок на этом месте делает соответствующий знак. Все места между ними принадлежат разным животным: львам, змеям, рыбам и др., которых участники определяют разными знаками. Когда все показали свои знаки, игра начинается. Слон делает свой знак и, затем, знак другого животного. Это животное повторяет свой знак и, затем, знак другого животного. Этот зверь делает свой знак и далее еще чей-нибудь и так далее. Если кто-нибудь ошибается или не замечает свой знак, они меняются местами с сидящим рядом, продвигаясь к мартышке. Они перенимают знаки своих новых мест. Цель игры – проделать весь путь к месту короля джунглей.

Примечание: Данное задание хорошо использовать для переключения внимания, как средство преодоления спада энергии. В ходе ролевой игры у детей повышается эмоциональный настрой. Лучше проводить данное упражнение в конце занятия.

Упражнение 105. “Хвост дракона”

Попросите группу разделиться на две. Две группы формируют дракона, держа друг друга за талии. Последний человек в цепочке, прицепляет к своему ремню или брюкам ярко раскрашенный шарф, драконий хвост. Группа должна поймать хвост другой, не потеряв своего хвоста.

Примечание: Данное упражнение следует проводить в конце занятия, так как оно направлено на усиление физической активности в игровой деятельности и взаимодействия участников.

Упражнение способствует разрядке, сплочению группы, для него необходимо достаточно большое безопасное помещение (лучше на улице).

Упражнение (вариант) “Хвост дракона”

Участники делятся на тройки, становятся в колонну по одному – это драконы. Впередистоящий – голова дракона, стоящий сзади – его хвост. По команде ведущего голова пытается пой-

мать хвост. Затем тройки объединяются в шестерки и т.д. до тех пор, пока не получится один

большой дракон.

Упражнение (вариант) “Дракон”

Все участники встают в цепочку. Первый – “голова дракона”, последний – “хвост”. “Голова”

должна поймать “хвост”.

Упражнение 106. “Головы на животы”

Люди ложатся на пол в цепочку так, чтобы голова каждого покоилась на животе другого. Кто-нибудь начинает смеяться. Слыша чужой смех через живот, следующий человек начинает хохотать и так по цепочке.

Примечание: Данное упражнение установлению доверия через тактильный контакт, для его проведения необходимы подходящие условия в комнате: наличие свободного места и ковра. Это задание задает позитивный настрой, объединяет их эмоционально. Лучше проводить, когда группа сплочена, и уровень доверия высокий.

Упражнение 107. “Мячики под подбородком”

Сделайте несколько маленьких мячиков из любого подручного материала, например смятой бумаги. Участники разбиваются на команды, и каждая становится в линию. Каждая команда по цепочке передает мячик подбородками. Если он падает, что все начинается сначала. Игра продолжается, пока одна из команд не закончит передавать мяч по линии.

Примечание: Данное упражнение имеет в себе игровые элементы, активизирует ребят в вы-

полнении совместной деятельности. Проводить лучше, когда группа сплочена.

Упражнение 108. “Узелки”

Участники встают в круг и берутся за руки. Держась за руки, они передвигаются, как хотят, поворачиваясь, запутывая узел. Потом они должны этот узел распутать, не расцепляя рук.

Примечание: Упражнение способствует укреплению доверия, заботы друг о друге, сплоченности. Это задание можно использовать в начале занятия, для оптимизации последующей работы, также и в конце занятия – для поддержания эмоционально позитивного настроя в группе.

Упражнение 109. “Футбольные болельщики”

Группа представляет, что они находятся на футбольном матче. Ведущий раздает особые слова различным секциям круга, например, “пас”, “бросок” и др. Когда ведущий указывает на секцию, она начинает кричать свое слово. Когда ведущий поднимает руки, все кричат ГОЛ!”

Примечание: Это упражнение очень нравится ребятам, они активно вовлекаются в игру, сти-

мулируя свою речевую деятельность. Данное задание лучше применять в конце занятия, так как в ходе него может нарастать возбуждение и активность участников.

Упражнение 110. “Оркестр без инструментов”

Объясните группе, что они собираются создать оркестр без инструментов. Оркестр будут использовать только звуки, которые может издавать человеческое тело. Игроки могут пользоваться руками, ногами, свистеть, вздыхать, топать ногами и так далее, но не говорить. Выберите хорошо известную мелодию и попросите сыграть ее, используя выбранный “инструмент”. Еще можно не давать какой-то определенный мотив, а разрешить группе создать удивительный, неповторимый звук.

Примечание: Упражнение способствует развитию воображения, самовыражения, группо-

вой сплоченности, снятию напряжения.

Упражнение 111. “Группа А”

Участники становятся в круг. Ведущий просит ребят обнять друг друга сзади за талию. Затем – наклониться назад и произнести звук “А” сначала тихо, потом все громче и громче. Повторить несколько раз.

Примечание: Данное упражнение вовлекает в групповую деятельность, заряжает энергети-

Упражнение 112. “Автомойка”

Группа делится на 2 части и организует “автомойку”: 2 группы стоят в 2 ряда лицом друг к другу. Два игрока становятся автомобилем, их будут мыть друг за другом. Лидер делит автомойку на отдельные секторы (каждая пара, стоящая лицом друг к другу), ответственных за разные функции: например, в одном чистят щетками, в другом струей воды, потом сушка и т.д. Последняя пара занимается полировкой машины. После пробного прогона каждая пара начинает изображать жестами, желательно одновременно, отведенную ей функцию. После того как будут вымыты 2 машины, они формируют пару автомоечную, а первая пара разбивается и становится машинами. После того как будут вымыты все машина, проводится пост-анализ как обычно.

Примечание: Данное упражнение направлено на развитие тактильного восприятия, развития доверия. Задание восстанавливает способность концентрировать внимание.

Упражнение 113. “Путаница”

Участники становятся в круг лицом друг к другу, закрывают глаза. Ведущий остается за кругом. Участники протягивают правую руку вперед и стараются схватить чью-либо руку, кроме соседей. Затем то же левой рукой. Задача ведущего – помочь участникам распутать этот клубок. Главное условие для участников – не расцеплять руки.

Примечание: Упражнение способствует снятию напряжения, сплочению и бережному отношению друг к другу, осознанию ценности каждого.

Упражнение 114. “Гриша-ша”

Участники становятся в круг. Ведущий говорит: “Ладони вместе”, все соединяют ладони и на мотив рождественской песенник “Джингл беллз” поют:

“Гриша-ша-ша,

Гриша-ша-ша,

Гриша-ша-ша-ша-ша”

Затем ведущий командует: “Ладони вместе, локти вместе”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-

зад, голову вверх”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-

зад, голову вверх, язык наружу”. Все это сопровождается песенкой.

Примечание:

Упражнение 115. “Бахчисарай”

Все участники становятся в круг и повторяют за ведущим слова и движения, постепенно повышая громкость голоса и размах движений.

“О, Бахчисарай, Бахчисарай, (руками изображаем дом)

Ворона (машем крыльями)

Каркнула (пальцами изображаем раскрытый клюв)

И села на сарай” (приседаем).

После того, как участники достигли максимально возможной громкости, начинается уменьшение громкости голоса и размаха движений.

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 116. “Если весело живется”

Участники в кругу, ведущий в центре, он показывает движения и поет песенку, все повторяют за ним.

“Если весело живется, делай так, (2 хлопка)

Если весело живется, делай так, (2 хлопка)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, – делай так”, (2 хлопка).

Затем песня продолжается с другими движениями:

2 раза щелкнуть пальцами,

2 хлопка по коленям,

2 притопа.

В конце поем: “Если весело живется, делай все” и повторяем все движения по очереди.

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 117. “Зайцы”

Все участники становятся в круг, и повторяют за ведущим движения. Он говорит:

“Зайцы побежали, (хлопки в ладоши)

Кочка слева, (хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)

Кочка справа, (хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)

Побежали по песочку, (трем ладошки друг о друга)

Прибежали на болото, (хлопки по щекам)

Бегут, бегут – кочка, (1 хлопок)

Бегут, бегут – 3 кочки” (3 хлопка).

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 118. Ипподром”

Участники становятся в круг, ведущий объявляет:

“Сейчас мы поиграем в ипподром. Подняли правую руку. Это наше правое копыто. Подняли

левую руку. Это наше левое копыто. Теперь немного присели и положили свои “копыта” на колени – это наш ипподром.

Вот так мы бежим по песочку (потереть ладони друг о друга).

Вот так мы бежим по камешкам (потереть кулаками друг о друга).

Вот так мы бежим по водичке (слегка бить кулаками по надутым щекам).

У нас есть барьеры (показать руками, как будто прыгаем через барьер).

Есть повороты вправо и влево (“бег“ с наклоном корпуса вправо или влево).

У нас есть зрители слева и справа (хлопки слева или справа).

Игра началась”.

Ведущий может произвольно менять действия.

Игру можно завершить так: “Подняли правое копыто. Утерли лоб. Подняли левое копыто. Сделали то же самое. А теперь поднимаем с земли большой лавровый венок и вешаем его... на соседа справа”.

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 119. “Телескопики”

Ведущий говорит и показывает движения, участники повторяют за ним. Игра идет с нарастанием темпа.

“Выезжают телескопики (кисти и локти вместе поднимаются снизу вверх со звуками, имитирующими движение машины)

Открываются телескопики (руки разводятся в стороны со скрипом)

Прочищаем телескопики (движения ладонями, как будто моем стекла)

Настраиваем телескопики (двигаем руками перед глазами, как будто смотрим в подзорную трубу)

Увидели звезду (пальцы одной руки, собранные в щепотку, резко раскрываются со звуком “чпок”)

Увидели много звезд. (“чпок”, “чпок”, “чпок”)

Увидели планету (кулак вверх, резко выбрасываются пальцы со звуком “Ах!”)

Увидели много планет.

Появилась летающая тарелка (качаемся из стороны в сторону)

Из нее вывалился инопланетянин (голова к плечу, щелкаем языком)

Мы ему – привет! (протягиваем руку)

А он нам – здрасте! (пожимаем свои руки) А теперь еще раз”.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы и веселого настроения, увеличению двигательной активности, быстроты реакции.

Упражнение 1 20. “ Зоопарк”

Участники становятся в круг, держа друг друга под руки.

1 этап: Ведущий подходит к каждому из участников и шепотом на ухо говорит название какого-либо животного. Затем называет по одному животному вслух. Тот, чье животное названо, должен присесть; задача остальных – угадать, кого назвали и удержать.

2 этап: Все то же, но ведущий называет всем одно и то же животное.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию веселого настроения, увеличению двигательной активности, противодействию группе.

Упражнение 121. “Хрю”

Участники становятся в круг как можно ближе друг к другу. Затем каждый из участников “хрюкает” на ухо своему соседу. Звук передается по кругу все быстрее и быстрее, пока не получится единое “хрю”.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы.

Упражнение 123. “Ха-ха”

Участники стоят в кругу, повторяют за ведущим.

Со звуками “ха” делаются 5 движений вверх правой рукой, сжатой в кулак, затем то же со звуком “хи” левой рукой вверх, правой рукой вниз со звуком “ха”, левой рукой вниз со звуком “хи”.

Затем наклон вперед 5 раз со звуком “ха”, наклон 5 раз назад со звуком “хи”. Затем количество движений уменьшается на один и делается в каждую сторону по 4 движения со звуками, затем – по три и так до одного. Игра идет с нарастанием темпа.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 124. “Одноглазые догонялки”

Участники делятся по парам. В каждой паре один из игроков закрывает левый глаз ладонью, а к правому приставляет другую руку, изображая бинокль, и считает до 5. В это время другой участник отходит на некоторое расстояние. По сигналу ведущего “одноглазый” догоняет “зрячего”. Затем участники меняются ролями. Через некоторое время можно объединить пары в группы по 4 человека, двое закрывают глаза, двое убегают, держась за руки и т.д.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности. В этой игре нельзя бегать, можно только ходить быстрым шагом на ограниченной территории. Ведущий должен следить за безопасностью участников.

Упражнение 125. “Апчхи!”

Участники разбиваются на 4 команды. Каждая команда получает задание громко и быстро произносить одно из слов: “ящики”, “хрящики”, “спички”, “очки”. По команде ведущего каждая команда произносит свое слово по очереди, увеличивая громкость. Затем, когда громкость будет максимальной, все группы кричат свое слово одновременно. На что ведущий им отвечает:

“Будьте здоровы!”

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию веселого настроения, развитию взаимодействия в группе.

Упражнение 126. “Зеркало”

Участники объединяются в пары и становятся лицом друг к другу. Один из них выполняет роль зеркала и отражает все движения, жесты и мимику своего партнера. Другой строит гримасы и кривляется, изображая утренний туалет. Если “зеркало” рассмеялось, игроки меняются местами, и игра продолжается.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности, невербальной коммуникации.

Упражнение 127. “Театр Кабуки”

Участники делятся на две команды. Ведущий объясняет правила игры:

“В театре Кабуки есть 3 персонажа:

Дракон, (руки вверх, шипит)

Принцесса, (держится за юбочку, поет ля-ля-ля)

Самурай (с криком выхватывает меч)

Самурай побеждает дракона, дракон побеждает принцессу, принцесса побеждает самурая”.

Команды, договорившись, по команде ведущего показывают одного из персонажей. Игра

идет либо на очки, либо выигравшая команда догоняет противников, и пойманные переходят в другую команду.

Могут быть варианты: Карлики, Великаны, Волшебники; Красная Шапочка, Охотник, Волк.

Примечание: Упражнение способствует развитию взаимодействия в команде, снятию напряжения.

№1

  1. Найдите и зачерните эти буквы: А,Л,К

П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С ______

С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О______

П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К______

К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е______

Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О______

Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С______

  1. Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности

№2

  1. Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.

5 7 3 2 5 9 0 5 15

10 8 5 3 12 15 30

15 5 23 7 13 29 27

1 10 11 12 3 4 17

5 13 2 6 10 18 30

  1. Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж

Йцкгщенрнртщээоьнжюстсварплрбодлюджд.жжьскрке

Йуцкежгжшщжщжьбььмтчиямфаывуыыпфвфыфыоалп

Бьстсисвмфаыкфащшдржгнхз0зхшщкшогунгпацйцвфыв

Бтимсакроеолвджяалокгнлдррпджэжлорпааввыыыфтю

Яюббкугк5зщзшгнекуцйфывапрролджгвофпгфбьтимсчс

Юбььтимимсчяяфывапролджээхзщшшггнеекукуцййллд

3.Нарисуй такую же рыбку, но смотрящую влево.

№3

Цель: развитие избирательности внимания.

Задание 1 . Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.

ИГРУШКИ

На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

Задание 2. Укажи количество подчёркнутых слов.

№4

  1. Расшифруй слово:
  1. Составь слова:

Образец:
Цветок …….? УГ УГРОЗА

П + = ПРОЗА

Г ГРОЗА

Крупная собака

АДКА ___________________

ОВОР ___________________

ОНЯЛКИ_________________

  1. Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.

№5

В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.

Ох, уж эти звонки!

Недавно поставил мой дя дя тел ефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.

Плавание