Конный спорт. Учебник верховой езды

Правильно сидеть на неподвижной или даже на шагающей лошади доступно каждому. Но первый этап в обучении верховой езде можно считать пройденным, когда вы научитесь правильно сидеть на рыси.

При движении рысью лошадь поочередно как бы перепрыгивает с одной диагональной пары ног на другую. При этом Вас неимоверно трясет. Сила толчков зависит от анатомических особенностей коня и скорости движения. Избавиться полностью от этой тряски невозможно, но облегчить свою участь не менее чем вполовину вполне реально.

Лошадь бежит ритмично. Толчки следуют один за другим в определенном ритме. Постарайтесь проследить его и. упираясь внутренней частью бедер в седло и ступнями в стремена, привставать в седле таким образом, чтобы каждый второй толчок пропускать. Находиться в "подвешенном состоянии". Это и называется "облегчаться" или ехать облегченной рысью. Сели - встали. Если при этом Вы сможете использовать предыдущий толчок как импульс для вставания, а при посадке не плюхаться, а садиться мягко, притормаживая себя, упираясь бедрами в седло, то считайте, что Вы избавились от тряски уже больше чем вполовину. То есть научились двигаться облегченной рысью.

В процессе этого обучения можете использовать упор руками в седло. Не старайтесь использовать повод как средство управления. Вы только понапрасну будете дергать лошадь. Пока Вы не научились уверенно ездить рысью, повод Вам вообще не нужен. Поэтому лучше всего учиться в закрытом манеже, где лошади двигаются, подчиняясь командам тренера. И только тогда, когда двигаясь облегченной рысью, вы сможете держать руки на поясе, в стороны или вверх, сохраняя правильную посадку, Вам можно будет доверять повод (учиться управлять поводом на шагу можно и раньше).

Учебной рысью лучше ездить, научившись облегчаться. Езда учебной рысью - это тряска без пропусков. Вы лишь стараетесь плотнее "вжаться" в седло, чтобы Вас не выбивало. Достигается это проще всего напряжением икроножных мышц и чуть откинутым назад корпусом, Ногами Вы - плотно обнимаете бока лошади, а мягкой поясницей сдерживаете выбивающие Вас из седла толчки.

Если же Вы не учились облегчаться, не используя стремена, а только за счет силы ног и импульса выталкивания, и продолжать это занятие не менее пяти минут подряд, то смело считайте, что Вы прошли второй этап обучения.

Галоп и переходы с одного аллюра на другой

Итак, если Вы ездите облегченной рысью без стремян в течение 5 минут и при этом еще способны управлять конем, то наверняка вы уже испытали наслаждение от езды галопом. На галопе сидеть легче, чем на рыси. Толчки значительно реже и более плавные, ощущения приближаются к раскачиванию на качелях, только земля несется в одном направлении - назад.

Рис.14 Как сидеть на манежном галопе

Рис.15 Как сидеть на голевом галопе

Условное разделение скорости при езде галопом также манежный и полевой. Соответственно и посадка различается на манежную и полевую. Манежная посадка на галопе мало чем отличается от посадки на учебной рыси. Корпус чуть откинут назад, ноги плотно обхватывают бока лошади, мягкая поясница амортизирует толчки. Задача сидеть в седле "как влитой" (Рис.14), иначе потертости могут образоваться как у Вас, так и у лошади, Полевая посадка применяется при скачках, преодолении препятствий, во время полевой езды. При полевой посадке Вы привстаете на стременах (путлища укорочены на 1-2 отверстия) и основной упор приходится на шлюсс. Седалище не касается седла, поясница чуть прогнута, плечи расправлены, руками допустимо упираться в шею или придерживаться за гриву (Рис.15).

Основные ошибки при полевой посадке следующие. Всадник стоит очень высоко в стременах. При этом центр тяжести перемещается вверх, уменьшается прочность посадки. Если лошадь шарахнется вбок, всадник продолжит движение без нее.

Ноги всадника "уходят" вперед или назад. И то, и другое приводит к ухудшению равновесия и, как следствие, ухудшается контакт с конем и эффективность управления. Шенкель должен лежать сразу за подпругой, а нога находиться в стремени широкой частью ступни.

Всадник плюхается в седле на каждом скачке галопа. Седалище не должно касаться седла. Вы можете набить лошади спину, да и себе кое-что.

Стремена должны быть такой длины, чтобы не "убегали" из-под ноги, но чтобы и не вставать на них слишком высоко. Ваш вес должен равномерно распределяться на шлюсс и ступни. Известное в альпинизме правило; три точки опоры-применимо и здесь: шлюсс (внутренняя поверхность бедер) и два стремени. Руки свободны для управления. Повод слегка натянут. При энергичных движениях головы и шеи лошади руки следуют за ними, корпус же остается на месте.

Рис.16А Лошадь идет с отданным поводом

Рис.16Б Лошадь в сборе

Что надо для того, чтобы поднять лошадь в галоп? Какая-нибудь деревенская кляча может быть приучена подниматься в галоп от свиста, гиканья или даже дерганья поводом. Тому же можно научить и любую другую лошадь. Однако общепринятые правила таковы. Лошадь приводится в состояние сжатой пружины, что называется "сбором". Чтобы "собрать" коня, надо добиться сведения всех четырех ног если не в одну точку, то достаточно близко. Достигается это как поводом - лошадь сгибает шею и уменьшает вынос передних ног, так и шенкелем:лошадь подводит под себя задние ноги (сравните рисунки 16А и 16Б).

В зависимости от того, с какой ноги Вы поднимаете лошадь в галоп, голове придается левое или правое постановление - такое положение, при котором вы видите край того или другого глаза (Рис.17). В манеже вопрос о ноге решается просто. При езде налево - галоп с левой ноги, при езде направо - с правой. В механику движения лошади вдаваться не будем. Эта тема подробно раскрыта во всех серьезных руководствах. Тем не менее, даже начинающим надо знать, что если Ваша лошадь на галопе "врет", то есть идет контргалопом (при езде налево, например, галопом с правой ноги), то на повороте Вы можете оба упасть. Определить, с какой ноги галопирует лошадь, не очень трудно. Передняя нога, которая опускается на землю дальше, чуть впереди, и есть та нога, с которой конь галопирует.

Итак, мы едем облегченной рысью. Подается команда: "Смена, галопом марш!" Что мы делаем?

Рис.17 Постановление

Во-первых, садимся в седло и перестаем облегчаться. Во-вторых, набираем короче повод, заставляя коня "опустить нос" и делая постановление (край глаза). В-третьих, (но одновременно с "во-вторых"!) усиливаем действие обоих шенкелей (противоположный направлению галопа более активен) в сочетании с незначительным и мягким ослаблением повода, и тем самым посылаем лошадь вперед. Не получилось? Попробуйте еще раз сделать все то же самое при выходе из поворота, а к действию противоположного шенкеля добавьте легкий удар хлыстом. Только не пытайтесь разгонять лошадь.

Многие тренеры запрещают при посыле в галоп качать корпусом. Да, это правильно. Управление, а тем более посыл, должно быть со стороны незаметно. Лошадь как бы сама все выполняет. Однако на галопе всадник всегда хотя бы чуть-чуть, но покачивает корпусом, а это действие может явиться условным сигналом для старой прокатской клячи, которую, бывает, не убедишь даже хлыстом.

Для того, чтобы перевести спокойную лошадь с галопа на рысь, может быть достаточно простого натяжения повода. Если задача не решается, то, откинув корпус назад и уперевшись в стремена, потяните повод поэнергичнее, не задирая при этом рук кверху (распространенная ошибка!). Если лошадь тащит, "закусив удила", то надо попробовать достаточно резко передернуть поводом слева направо и наоборот. Это весьма болезненный прием для рта лошади, которая должна "осознать, кто здесь хозяин". Если же Вас "растащила" лошадь в поле, то единственный способ остановить ее - завернуть на круг, постепенно уменьшая его диаметр (Рис.18). (Подробнее - см. Урок 12. "Лошадь тащит").

Верхом на лошади человек ездит уже несколько тысяч лет, на протяжении которых животное эволюционировало от обычного средства передвижения до верного друга, помощника и даже лекаря. В нынешнее время верховая езда представляет собой общение с животным, вид отдыха и хобби, а также спорт. Однако, в отличие от былых времен, сегодня далеко не каждый человек умеет держаться в седле. В нашем обзоре представим полное руководство, как научиться ездить на лошади, а также какие существуют средства управления ею.

В основном, на лошадях ездят для удовольствия или спортивных состязаний

Обучение верховой езде очень схоже с курсами вождения автомобиля. Человек не сможет научиться хорошо водить машину без знаний ее деталей и правил дорожного движения. Точно так же он не сможет ездить на лошади без специальной теоретической подготовки. Сначала начинающий всадник знакомится с особенностями лошадей, изучает основы ухода и правильного обращения с животными, элементы экипировки и конного снаряжения.

Важно также понимать психологию животных, их виденье мира, особенности физиологии, ведь в отличие от автомобиля у них нет специальных рычагов и кнопок. Поэтому уроки из курса «Как ездить верхом» состоят из долгих и упорных тренировок.

Только при упорных тренировках и изучении информации о лошадях можно постигнуть все тонкости езды

Утверждение, что каждый человек может с первого раза сесть и успешно поскакать на лошади, является ложным. Как показывает практика, удержаться в седле неопытный всадник сможет до первой непредсказуемой ситуации. Точно так же мастерство водителя проявляется при аварийных условиях.

Обучение езде основывается на трех «китах» выработка правильной посадки, управление лошадью и достижение контакта с ней. Эти принципы неразделимы и равносильны, поэтому их изучение происходит в комплексе.

Нельзя сначала научиться правильно сидеть в седле, а лишь потом управлять конем. Посадка является частью контакта с лошадью и частью умения ею руководить.

Правильная посадка

Правильная посадка — основа того, как ездить на лошади. Без нее невозможно будет достичь баланса в седле, удерживать равновесие при движении и «дирижировать» скакуном. В это понятие входит необходимое положение рук, ног, а также спины. Поза должна быть естественной, удобной, движения свободными. Выполните следующую инструкцию.

  1. Сядьте в самую глубокую часть седла, выпрямите спину так, чтобы ваша голова, плечи, таз и пятки располагались на одной условной линии.
  2. Распределите вес на ягодицы, расслабьте верхнюю часть корпуса, опустите плечи и не разводите локти.
  3. Руки держите прямо, расслабленно, чтобы чувствовать движения головы лошади. Кисти распределите на уровне холки.
  4. Разверните шенкель (часть ноги от колена до пятки) внутрь, повернув колени к седлу, как бы обнимая лошадь. При этом носки держите ровно, опустив немного пятку вниз.
  5. Очень важно отрегулировать длину стремян, чтобы ноги были в нужном положении.

Сидя на лошади, нужно следить за положением спины, рук и ног

Раскрепощенность мышц и чувство баланса достигаются при помощи выполнения в седле различных гимнастических упражнений. Поэтому очень важно на первых уроках ездить на хорошо выезженной лошади под руководством тренера или опытного инструктора. Это позволит с самого начала выработать уверенность в себе, а также исключит боязнь падения и попытки судорожно уцепиться за гриву или седло.

Учимся входить в ритм движения

С основными трудностями верховой езды начинающие всадники сталкиваются во время перехода с шага на рысь. В это время, пытаясь избежать падения, при сильной тряске большинство сжимают бока скакуна шенкелями, в результате чего получают натирания, боли в мышцах, дискомфорт при езде.

Успех езды на ускоренных галопах кроется в умении ловить ритм движения за счет правильной работы ног и пояснично-крестцового отдела.

При смене аллюра всадник должен расслабить колени и, представляя нижнюю часть ног в роли амортизатора, начать привставать в момент подбрасывания, задерживаться и снова опускаться в седло в такт движения лошади. При этом центр тяжести нужно сместить вперед. При переходе на галоп корпус нужно подать вперед, напрячь мышцы пояснично-крестцового отдела, колени прижать к седлу.

Чтоб избежать болезненных ощущений при переходе на более быструю езду, необходимо подстраиваться под ритм животного

Управление

Садясь впервые в седло, каждый всадник должен четко понимать и знать, как управлять лошадью и какие существуют команды. Команды для лошадей даются с помощью повода, шенкеля, корпуса, а также пояснично-крестцового отдела. Многим новичкам для простоты понимания функций каждого элемента говорят, что повод, это руль и тормоз, а шенкель – газ. Однако такая трактовка весьма примитивна, так как при правильной езде корпус и мышцы таза являются неким мостом, связывающим действия поводом и шенкелем в единые команды — посылы. Рассмотрим все средства управления лошадью более подробно.

Хорошо выезженная лошадь откликается только на правильные посылы всадника. Резкие движения поводом, дерганье или сильные толчки шенкелем вызывают у коней дискомфорт, нервозность и неповиновение. Поэтому наездник должен хорошо разбираться в командах и уметь правильно совершать посыл.

Чтобы лошадь слушалась всадника, нужно давать четкие и правильные команды

Шенкель

Контролирует заднюю часть лошади, осуществляет повороты, поддерживает равновесие и движение вперед. Нельзя шенкелями бить лошадь или бесконтрольно стучать пятками по бокам. Для посыла достаточно плотного прижатия ноги к боку. Основное действие шенкеля – посыл вперед. Для этого всадник прижимает оба шенкеля вплотную сразу за подпругой. Шенкель за подпругой на расстоянии примерно 15-20 см контролирует движение задних ног во время поворота. Также этим движением диктуется или запрещается движение в сторону.

Лошадь должна уметь быстро реагировать на малейшие указания всадника. В противном случае для плохо выезженных скакунов, а также для усиления команды используются шпоры и хлыст как дополнительные средства управления. Хлыст для лошади применяется в случае неповиновения на посыл шенкелем. Однако им нельзя бить животное, а лишь легким шлепком по крупу или плечу привлечь внимание к вашей команде. Шпоры служат для лошади дополнительным средством посыла ног, но их нельзя использовать неопытным всадникам.

Правильное положение ноги в стремени — залог того, что лошадь правильно поймет вашу команду

Воздействие поводом

Повод необходим для остановки и поворота лошади и служит основным средством управления. К тому же именно он является самым главным связующим центром между всадником и скакуном. Повод прикрепляется к удилам, которые находятся во рту животного, поэтому все его движения лошадь очень хорошо чувствует. Здесь недопустимы рывки, дерганье и прочие ненужные движения рук. Поэтому в отношении команд основой является важное правило: хорошая езда — это мягкие руки всадника. Руки и предплечья должны быть всегда расслаблены.

Поводья не должны провисать, но и не тянуть рот лошади. Правильное их положение такое, чтобы всадник хорошо чувствовал движения головы скакуна, но при этом не сковывал их. Воздействие повода зависит от типа оголовья и разбора поводьев. Их существует несколько типов. Для новичка лучшим считается английский стиль, когда повод берется в кулак и пропускается между большим пальцем и мизинцем. Кисти при этом держатся вертикально, то есть, большими пальцами вверх.

При управлении лошадью поводом недопустимы резкие движения

Команды и посылы

Изучение того, как правильно ездить верхом, обязательно включает знание посылов и определенных команд. Рассмотрим более подробно.

  • Команда движения вперед — корпус подаем вперед, таз напрягаем, шенкеля прижимаем сразу за подпругой, отдаем повод.
  • Команда «стой» — напрягаем мышцы таза, прижимаясь в седло, корпус подаем назад, спокойно, не дергая, подбираем повод на себя.
  • Поворот влево – корпус прямо или по направлению движения, подбираем левый повод, правый немного отдаем, правый шенкель прижимает бок сразу за подпругой.
  • Поворот направо – корпус прямо или по направлению движения, подбираем правый повод, левый немного отдаем, правый шенкель прижимает левый бок.
  • Посыл «скорее» — подталкиваем лошадь шенкелями сразу за подпругой толчками, корпус подаем вперед.
  • Разворот на месте – подбираем повод по направлению движения, шенкель толкаем сразу за подпругой по стороне направления движения, противоположный шенкель прижимаем на расстоянии ладони от подпруги.
  • Движение «назад» — таз прижимаем к седлу, корпус отводим назад, медленно и спокойно, без рывков, подбираем повод на себя, шенкеля должны работать сразу за подпругой.

Для грамотного управления лошадью изучите все команды

Вывод

Сегодня практически в каждом крупном городе есть конюшни или конно-спортивные клубы. Поэтому узнать, как научиться кататься на лошади, может каждый желающий, посетив специальные курсы или уроки верховой езды. Желательно сразу записаться на курсы к опытному тренеру или инструктору, чтобы мастерством всадника овладеть в полной мере. Научившись сохранять баланс и равновесие, управлять лошадью, можно без опаски отправляться в конный поход или на приятную прогулку верхом по ближайшему лесу. Лошадь – это живое лекарство от депрессии, а езда в седле является прекрасным видом активного отдыха.

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Верховая езда в последнее время набирает все большую популярность. Ранее – аристократическая забава, в настоящее время это вид досуга стал более доступным. Освоить верховую езду нелегко, и как ездить на лошади – в двух словах не опишешь. Для этого нужны упорные тренировки и немалый опыт. Именно азам верховой езды и посвящена наша статья.

Перед тем, как сесть на коня, его нужно оседлать. Как это правильно сделать – Вам подскажут в конно-спортивной школе. При посадке на животное многие испытывают страх, который передается животному. Не надо бояться – освоить эту процедуру не так уж и сложно.

Новичкам рекомендуется использовать посадочную подставку, так как прямо с земли с первого раза сесть на коня – достаточно сложно. На первых порах пусть более опытный наездник подержит голову животного, пока Вы на него садитесь. Помимо этого, подставка снижает нагрузку на спинную часть лошади.

Садиться на лошадь следует с левой её стороны.

Сначала вставьте в левое стремя левую ногу, затем приподнимите тело и перекиньте правую ногу через седло. Затем вставляйте в правое стремя правую ногу.

Новичкам обычно предоставляют опытных, хорошо обученных коней, так как более молодые животные могут неожиданно прянуть в сторону или начать движение до того, как Вы на них сели.

Если помочь Вам при посадке некому – крепко зажмите поводья в левой руке. Это даст возможность контролировать положение лошадиной головы. Но не нужно их слишком натягивать, а то животное начнет пятиться задом.

Сев в седло, примите то положение, которое позволит Вам хорошо держать равновесие. Спину держите прямой, не горбьтесь. Ваши уши, плечи, таз и пятки должны быть на одной линии. Расправьте плечи. Основная нагрузка должна быть в ягодичной части.

Заняв в седле устойчивую позу, правильно расположите свои ноги. Новички часто этого не делают и выворачивают колени наружу.

Правильным является положение, при котором ноги развернуты внутрь. Другими словами, как бы обнимите животное ногами, при этом не сжимая его бока слишком сильно.

Пальцы ног нужно направить вверх, а пятки – вниз. Для того, чтобы заранее потренироваться, встаньте носками на небольшое возвышение и, удерживая равновесие, опустите пятки.

Также следует правильно держать поводья.

Как это делать – зависит от того, какой стиль верховой езды Вы выберете – западный или английский.

Английский стиль предусматривает пропускание поводьев петлей вверх через сжатую в кулак ладонь, после чего необходимо поместить оба мизинца с внешней стороны поводьев, предварительно их отогнув. Большие пальцы также положите поверх и крепко прижмите.

При езде западным стилем петли на поводьях не делают. Они просто завязаны узлом на конце. Их держат в левой руке постоянно ослабленными так, как будто в Вашей руке – вафельный стаканчик мороженого.

Подать сигнал к началу движения лошади можно разными способами. Английский стиль предусматривает следующие:

  • слегка сдавите бока животного ногами – это первый сигнал к началу его движения;
  • если лошадь – не реагирует, требуется дополнительное понукание: нужно несильно ударить пятками по бокам коня. Соразмеряйте свою силу! Причинив животному боль, Вы рискуете быть сброшенными на землю;
  • иногда лошадей приучают к звуковым сигналам, таким, как пощелкивание языком, причмокивание или все известно «Но!». Какие сигналы знает конь – Вам подскажет инструктор.

Итак, движение началось.

Двигайте своими руками в такт с головой животного.

При ходьбе, беге или галопе, голова лошади движется вперед/назад в едином ритме со всем телом. Ваши руки тоже должны попадать в это движение. Зачем? Очень просто – так Вы не будете раздражать уздой рот коня. Кроме того, если Ваши руки не двигаются – конь может остановиться, приняв натянутые поводья за сигнал к остановке.

Следующий этап – научиться поворачивать, сидя верхом в седле. Английская манера езды делает это вполне очевидным методом.

Удило при повороте направо немного подтягивается с правой стороны, при повороте налево – с обратной. Если лошадь не реагирует – немного усильте потяг, пока животное не поймет Вашу команду. Сигнал к повороту также можно дать с помощью тела и ног.

Посмотрите в ту сторону, куда Вы хотите двигаться. Конь заметит изменение Вашей посадки. Дополнительно можно немного сдавить ногами бока лошади, тем самым показывая ей – пора повернуть. При правом повороте надавите левой ногой, при левом – правой. Уходя от давления, конь идет в противоположную от него сторону.

Почувствовав себя более или уверенно на шаге, попробуйте пустить коня рысью.

Для его во время движения сожмите ногами бока животного, понукая его ускориться. При этом опуститесь в седло поглубже и контролируйте коня ногами. При этом не расслабляйте локти, иначе узда будет дергать морду лошади.

Некоторые всадники не сидят в седле, а все время приподнимают тело над ним в такт движениям животного. Это довольно удобно, Так как рысь – подпрыгивающий аллюр, а подобные движения уберегают Ваше мягкое место от толчков. Это делать совсем не сложно. Просто каждый раз, когда конь заносит плечо вперед – привставайте в стременах, а на следующем шаге – мягко садитесь обратно. Старайтесь не делать это слишком резко, чтобы не ударять лошадь по спине.

Освоив рысь, можете переходить к галопу.

Чтобы пустить коня этим аллюром, нужно отвести ногу назад и прижать её к боку животного. Легкий галоп – трехтактовый естественный бег коня. Прежде, чем испытывать себя в галопе, хорошо потренируйтесь приподниматься/опускаться на рысях. Это ключевое движение Вам пригодится.

Постарайтесь не напрягать свое тело. При езде галопом многие начинающие наездники держаться за недоуздок или само седло. Это помогает избежать падения.

Если Вы подаете сигнал перейти на галоп, а конь только ускоряет рысь – придержите его и перейдите на шаг. Затем попробуйте послать животное в галоп сразу с шага. Для этого сдавите бока шагающей лошади ногами и как бы толкните её вперед, понукая перейти в галоп.

Освоив все виды шага, рыси и легкий галоп, можете переходить к более сложным походкам.

Езда в английском стиле предусматривает не только прогулочное катание, но и быстрый галоп, прыжки через препятствия, а также дрессировку (специалисты называют её выездкой). Однако это – уже высший пилотаж для всадника, и приступать к нему следует тогда, когда основы полностью выучены и отработаны до автоматизма.

Верховая езда в западном стиле

Этот стиль отличен от английского прежде всего тем, что подразумевает специальную технику владения поводьями, называемую “обузданием шеи”.

Вожжи при этом нужно держать свободно, а сигналы подавать легким касание шеи Вашего питомца. Например, для поворота направо вожжи сдвигаются на правую сторону его шеи, при левом, соответственно, на левую сторону. Вожжи следует всегда держать в левой руке. Правую обычно кладут на луку седла.

Как и при езде по-английски, тело также принимает участие в управлении животным – в основном ноги и таз.

Если вдруг появилась острая необходимость резко изменить направление движения – используйте английскую манеру управления. Мягкие сигналы западного стиля конь может игнорировать, поэтому берете вожжи обеими руками и тянете их в том направлении, куда хотите повернуть.

Начинать следует с шага. Для западного стиля езды характерно легко сдавливание ногами боком животного и подталкивание его с помощью пяток. При западной езде руки тоже должны двигаться вслед за головой коня, однако, поскольку поводья – расслаблены, интенсивность этих движений меньше, чем при английской езде.

Освоив шаг, слегка сдавите бока идущей лошади и пустите её трусцой (легкой рысью).

Уже на средней и быстрой рыси западный стиль практически не используется, не говоря уже о галопе.

При беге трусцой держаться в седле – легко и комфортно, привставать в стременах – необязательно.

Поэтому западный стиль обычно используют при неспешных конных прогулках.

Прежде всего, учиться верховой езде лучше всего в специализированных конных школах под руководством опытного инструктора.

Для установления наилучшего контакта с животным, научитесь его седлать и взнуздывать. Старайтесь сами ухаживать за своей лошадью. Это позволит животному лучше к Вам привыкнуть, и Вам верховой тандем станет более прочным.

Наблюдая за любой лошадью во время галопа, вы заметите, как ее нос опускается вниз с каждым третьим тактом каждый темп; это особенно верно на первом темпе, когда она отталкивает все свое тело от земли. Крайне важно при этом, чтобы всадник подал вперед и опустил руки вниз в момент, когда лошадь поднимается в галоп, - так он не ударит ее трензелем по зубам, фактически, наказывая лошадь за то, что сам попросил сделать.

К сожалению, именно в этот момент неуверенные всадники или всадники с небольшим опытом езды на галопе инстинктивно начинают задерживать дыхание и поднимать руки так, как будто они останавливают лошадь. Если всадник поступает так, когда лошадь опускает нос, он ударяет ее «по зубам» в два раза сильнее. И это печальная участь множества лошадей. Именно поэтому я не разрешаю своим ученикам ездить галопом, пока они не достигнут нужного уровня подготовки, уверенности и понимания.

К счастью, любого всадника можно научить правильно работать на галопе.

Я не из тех, кто заставляет всадников "накручивать" галопо-минуты / часы до тех пор, пока они не будут по-настоящему готовы. Есть старая поговорка, пришедшая от мастеров классической школы: «Лучший способ улучшить галоп - это улучшить рысь». Необходимо как следует отработать рысь, контроль над лошадью, посадку, и тогда придет время готовности к галопу. Не спешите!

С теми, кто хочет и готов совершить "прыжок" к галопу, мы прорабатываем самое важное – досконально разбираем средства управления на галопе.

За годы практики я заметила, что не у каждого всадника формируется правильное представление о том, что же он должен делать во время подъема. Поэтому мы отрабатываем подъемы в манеже. Всадники выполняют их в "облегченных условиях", посредством выполнения переходов в определенных местах, где лошади проще всего подняться в галоп и сделать это с нужной ноги. Я выбираю движение по длинным прямым траекториям и использую "гравитацию выхода из конюшни": когда нужно продлить галоп, мы едем к выходу, когда замедлить - от него.

Всадники, которые только обучаются езде галопом, часто сталкиваются с проблемами уже после 4-5 темпа, особенно перед поворотом (они зажимаются). В таких случаях мы работаем по прямым коротким дистанциям и делаем репризы спокойного трота в перерыве между галопом.

Всадники, обучающиеся галопу, часто непреднамеренно тянут повод в повороте, в результате лошадь упирается в него и переходит на неприятную рысь - всадника отбивает от седла, и он начинает бороться за равновесие.

Лучше двигаться по прямым и на короткие дистанции. Пусть всадник сделает 4-6 темпов, затем переведет лошадь в медленную учебную рысь (вместо того, чтобы начать прыгать по седлу в повороте), проедет сложный участок и снова поднимет лошадь в галоп в удобном месте.

После того, как будет достигнут прогресс, следующим шагом станет движение вперед и галоп в повороте без перехода на рысь. Тем временем, работая над переходами рысь-галоп-рысь, всадник совершенствует свои средства управления и отрабатывает подъемы в галоп, что соответствует еще одной замечательной мудрости классической школы верховой езды: «все обучение заключается в переходах».

Джули Гуднайт ; перевод

Верховая езда как хобби или как спорт приобретает всё большую популярность. Многим нравится скорость, с которой мчатся лошади в аллюре.

Самым скоростным видом передвижения у лошадей является галоп. Об этом способе езды - далее в статье.

Что такое галоп и какова средняя скорость лошади

Галоп - это самый быстрый аллюр (способ хода). Дикие животные переходят на него в случае опасности. Лошадь не может бежать галопом более 2–3 км, потому что этот способ передвижения очень быстро изнуряет.

Знаете ли вы? Самая рекордная скорость, которую смог развить конь, - 69,6 км/ч. Рекорд был зафиксирован в 1945 году, повторён - в 1993-м.

Средняя скорость лошади при галопе - 60 км/ч, а при медленном - 20 км/ч.

Виды

Способ хода у лошадей бывает разный: рысь, иноходь, галоп. Последний, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

Манежный

Манежный ход имеет также другие названия - короткий, или курц-галоп. Это самый медленный бег галопом, при котором лошадь только разогревается для более быстрого передвижения. Не случайно этот вид называют манежным: он используется, если лошади нужно быстро передвигаться на ограниченном пространстве.

Полевой галоп называют охотничьим, или кентером. Это более быстрый, нежели манежный, вид аллюра. Используется на больших пространствах, на выездке или конкуре, где есть возможность взять разгон. Движения коня при этом более расширенные, резвые, но не утомляющие.

Именно этот вид бега используют, чтобы научиться держаться в седле. А вот на скачках жокеи-профессионалы его не используют.

Карьер (ускоренный галоп)

Карьер - это самый быстрый темп передвижения коня. При нём махи конечностей очень большие.

Знаете ли вы? Длина лошадиного шага в карьере может быть в 3 раза больше, чем длина тела животного.

В резвом темпе карьера скорость может достигать 20 м/с. Только тренированные и разогретые животные могут длительно его использовать, потому что это самый утомительный вид бега. Большая нагрузка приходится на сердце и лёгкие, и животному в результате может не хватать кислорода.

Это как раз и называется «загнать коня», когда у скакуна от чрезмерных нагрузок наступает лёгочная эмфизема. Оздоровить коня после этого невозможно, нормальная дыхательная функция уже не восстанавливается.

Как научиться ездить галопом на лошади

Из всех видов аллюра галоп - самый трудный. Езда на лошади таким способом требует от наездника умения, опыта, знаний. Особо важными здесь будут правильная посадка, правильное управление конём, знание особенностей такого вида передвижения.

Правильная посадка

От того, как ездок держится в седле, какую занимает позу, как меняет её, зависит безопасность и всадника, и коня. Особенно это касается передвижения галопом.

Важно! Если вы новичок, строго следуйте указаниям инструктора по верховой езде.

Положение тела, рук, ног наездника важно для управления животным и сохранения безопасности ездока. Правильная посадка подразумевает, в первую очередь, равновесие. Сидеть нужно строго по центру седла, спина должна быть прямая. Ноги следует плотно прижать к боковым частям седла. Так можно избежать потёртостей и повреждений и не беспокоиться о том, как лучше удержаться в седле.

При любом быстром беге коня желательно сохранять глубокую посадку. Нужно научиться сидеть в полном равновесии, расслабленно, двигаться в такт движениям коня. Плечи должны быть развёрнуты, руки - в одной линии с поводом, ноги - в стременах (при быстром беге натянуты, таз немного приподнят).

Нельзя укорачивать повод, держать его надо в натянутом состоянии. Этот совет подойдёт при любом виде аллюра: иноходь, галоп или рысь.
При переходе к очень быстрому бегу всаднику следует подать корпус немного назад и плотно сидеть в седле, не ёрзая. С каждым прыжком ездок должен сильнее упираться ногами в стремена и приподниматься. С приходом опыта вопрос, как послать лошадь в галоп, стоять не будет - навык управления лошадью отработается до автоматизма.

Как выслать лошадь в галоп

В начале обучения лучше поднимать коня с рыси. Это сложно для неопытного ездока и необученного животного. Нельзя научиться и научить этому в одночасье, поэтому нужны упорные тренировки.

Важным фактором является слаженность ездока и лошади в том, с какой ноги начинать движение. Нужно заставить коня начать двигаться с требуемой ноги. Если конь поднялся - попустить поводья, но не давать животному опустить голову. Вести его нужно совершенно прямо, повороты небезопасны. Нужно помнить, что езда на лошади опасна тем, что наездник рискует быть сброшенным.

Самое важное действие ездока при переходе в галоп - давление шенкелей. Это команда, к которой приучают постепенно. Опытный конь по малейшему движению или нажиму определяет свои последующие действия.

При медленном беге лошадь сама подстраивается под движение и знает, как ей скакать. Чтобы перейти в полевой галоп, всадник должен подтянуть стремена, опустить ниже к холке руки с поводьями и дать знак шенкелями, заставляя лошадь двигаться вперёд, свободно вытянуться, опустить немного голову.

Задаём темп

Если пустить в галоп лошадь получилось, то нужно обязательно выровнять и держать темп. Для этого снова задействуются шенкели. Ими нужно не бить, а давить. При поворотах следует легонько подталкивать животное в бока, не качать корпусом и не наклоняться сильно вперёд. Также нельзя позволять коню сильно опускать голову.

Важно! Чтобы не навредить здоровью коня, поить его после изнурительного бега можно не раньше, чем через 1,5 –2 часа.

Снижать темп после быстрого бега нужно медленно, переходя на короткий бег, потом на рысь, далее - на шаг.

Как и в любом деле, в освоении искусства верховой езды требуются знания, практика и опыт. Тогда езда на коне или просто конные прогулки принесут удовольствие и наезднику, и его животному.

Горные лыжи